Serge (phantomserge) wrote,
Serge
phantomserge

Category:

Тагади, осень 2013

Ежегодно в начале мая и в начале октября поблизости от Таллина проходит масштабное (по меркам небольшой Эстонии, конечно) мероприятие. Это и блошиный рынок-барахолка, и слет любителей старой техники, и развлечение для ценителей различного, хотя в основном технического, антиквариата, и мини-выставка авто-мототехники, и многое другое. Словом - место, куда любой интересующийся старыми машинами и мотоциклами просто обязан съездить, если он оказался в подходящий момент в Эстонии. Для удобства я называю это событие по месту его проведения - Tagadi. Официальные названия у него иные: День реставраторов в Тагади или ярмарка в Куртна.
Стараемся посещать мероприятие каждый раз и весной, и осенью.

Правда, в этот раз еще накануне я валялся с температурой 40. В данном случае это не фигура речи, термометр действительно показал такую цифру, впервые увидел у себя 40 со времен далекого детства.
Поездка, ясное дело, была под бо-ольшим вопросом.
Но в воскресенье утром отпустило, и мы поехали. Прибыли поздно, я был вялый, да и не только я, так что многое в этот раз упустили. В том числе на традиционное фотографирование старой техники мы опоздали, к моменту, когда я добрел туда с фотоаппаратом, многие интересные машины уже уехали, оставались на площадке в основном либо завсегдатаи, уже не раз снятые, либо малоинтересные "Жигули".

Фоторепорт сугубо по автотехнике я сделаю для сообщества (взяв этот пост за основу), а здесь в этот раз выложу все вперемешку. Примерно так же беспорядочно оно после температуры и воспринималось :-)








Часть первая. Барахольская


Как всегда, было многолюдно, шумно, разноцветная бодрая толпа рекой текла мимо разложенных на капотах, на столиках, а порой и просто на земле товаров. Нас после входа первым делом встретил кот в шезлонге и сразу настроил на нужный лад: никуда не спешить, ни за чем не гоняться, получать удовольствие.





В рядах продавцов встречались то торговцы автозапчастями на старые машины, то владельцы антикварной мебели. Много попадалось и тех, кто привез на продажу радио- и прочую технику тридцатых, сороковых и прочих десятилетий, вплоть до наших времен.
Ценители могли найти все, от аккордеона до радиолы...





В детстве любил сидеть на корточках возле дедовской радиолы и крутить ручку настройки станций. Стрелка на светящейся шкале пробегала по разным городам - Париж, Брюссель, Москва, а механизм отзывался загадочными звуками: то шипением, то бормотанием на неизвестных языках, то далекой музыкой. Было уютно и интересно.
Вообще традиция подписывать шкалу радиоприемника городами мне нравилась, было в этом что-то от дальних странствий, словно действительно перемещаешься от одной столицы к другой, попадая то в Южную Америку, то на север Европы, то куда-нибудь на Дальний Восток. Да и по городам Советского Союза пройтись интересно. Баку, Вильнюс, холодный Якутск, теплый Тбилиси...







Вот еще интересная вещь. Сейчас такие помнят только люди среднего и старшего поколений, для молодежи даже название - арифмометр - ничего не значит. Механический калькулятор, устройство интересное, в музее у нас есть. На различных барахолках и блошиных рынках встречаются часто, видать, много их в свое время производили, вот экземпляр в хорошем, с виду, состоянии.






А следующий экспонат на первый взгляд непонятен. Металлический механизм с площадкой, состоящей из букв. Первые ассоциации какие-то офтальмологические, словно в кабинете у глазного врача смотришь на таблицу для проверки зрения. Ну, вы знаете - "Ш" и "Б", затем "М", "Н", "К", и так далее.
На самом деле это пишущая машинка известной в свое время модели Mignon 4, выпускала такую фирма AEG начиная с 1923 года. Довольно долго, между прочим, выпускала, 11 лет, сделала больше 200 тысяч штук. Один экземпляр в 2013 году оказался выставлен на продажу в эстонском Тагади, интересная судьба. Нужно было поинтересоваться ценой...






Совсем неподалеку - вещица из гораздо более поздних и хорошо знакомых нам всем времен. Комментировать тут, по-моему, нечего :-)






Если захотеть, можно найти и музыкальные инструменты. Аккордеон на одной из фоток уже мелькал, а вот принадлежность другого рода. Губная гармошка. Катя утверждает, что это Даймлер-Бенц в мире губных гармошек, самый уважаемый производитель. Спорить с женой не буду, в этом вопросе ей видней. Однако название для русского уха у основоположника так себе, осмелюсь заметить. Ну ладно, Puck так Puck. Идем дальше.






Не прохожу и двух шагов, у соседнего продавца на земле коробка с книжками. Старыми советскими, на автомобильную тематику. Присаживаюсь на корточки и начинаю пролистывать одну за другой. Что-то из этого у нас уже есть, что-то явно не интересно, пару штук откладываю в сторону. Можно взять в коллекцию, если хозяева книжек - семейная пара средних лет - окажется сговорчивой.






Среди автомобильной литературы, внезапно...






В итоге взяли оранжевый сборник "советов бывалых", что на фотографии выше, да приглянувшуюся мне книжку по "Москвичам" 2140/2138. Шоб было. :-) Особой пользы ни в той, ни в другой для меня нет, "советы" в массе своей устарели, поскольку ориентированы на владельцев советских машин, а "Москвич" покупать не планирую. Но на полке видеть, подержать в руках и полистать-почитать - приятно. Кстати, обратите внимание на ФИО автора "советов". Дополнение к цитате, по-моему.







Позже, у другого продавца, взяли еще одну книженцию. Сборник советов по этикету. Ну, чтоб, значит отучаться в носу ковыряться и плевать на пол вести себя не так, как подобает.






Чуть поодаль стоит мечта любого советского человека времен перестройки - ВИДЕО-МАГ-НИ-ТО-ФОН. Именно в таком обличии я это устройство и увидел когда-то, году, думается в 87-88, в Москве, на квартире у Емельяновых. Электроника ВМ-12, клон японского "панасоника", до открытия границ и отмены статьи за спекуляцию - практически единственный доступный (если не учитывать зверского дефицита) советским гражданам "видак".
В наши времена предназначение у него может быть только одно, музейное. Ну или какой ностальгирующий по молодости чудак купит, любоваться на предмет из эпохи ушедшей юности.






В продолжение темы СССР. В искусстве, как известно, был востребован соцреализм. В книгах, на полотнах художников, на экранах кинотеатров хлеборобы шли на борьбу за урожай, строители выполняли план пятилетки за три года, а автослесари сражались за звание победителей социалистического соревнования. В конце концов это проникло и в мир детских игрушек, и породило, например, вот такую станцию техобслуживания. Усатые слесаря в окошке, кажется, прячут за рамкой стопарик водки и селедку на газете, но в общем станция выглядит ничего, чистенько. В детстве я от такой игрушки, наверно, не отказался. Вот только крупновата модель, как раз такого размера машинок и не выпускалось. Самые желанные - сорок третьего масштаба - выглядели бы слишком мелко, а прочие - чересчур крупно.
Ну да ладно.






Для любителей стиля милитари имелись, например, деревянные танки. Все детали, вплоть до гусениц, вырезаны из древесины. В длину танчик - сантиметров шестьдесят, цена - 350 евро.







Как ни странно, с каждым разом становится меньше мотоциклов. Странно это потому, что все мероприятие начиналось когда-то как инициатива мотоклуба.
Что-то все же попадается, вот, к примеру, привезли на продажу. Символично: наверху готовый, внизу ржавая рама. Мол, возьми раму и сделай такой же.
Нет, не возьму. Кишка тонка, мне бы компьютерный музей вернуть в работоспособное состояние.






Если забраться по металлической решетчатой лестнице на крышу ангара, то на три стороны откроются торговые ряды и гуляющий люд...






...а на четвертую - уставленное машинами поле, парковка для посетителей. Не знаю, пасутся ли в остальное время на этом поле коровы (не похоже), но дважды в год его плотно, ряд за рядом, уставляют машинами с самыми разными номерами, эстонскими, польскими, литовскими.







Как раз рядом с ангаром обычно собираются все прибывшие на этот раз старые автомобили. Причем, понятие "старый" определяет, кажется, сам владелец, потому что наряду с действительно интересными экспонатами, на площадку раз за разом приезжают владельцы "Жигулей" шестой модели. Впрочем, где-то им надо свои машины выставлять.
Я "Жигули" обычно не снимаю. Хотя время идет, "копейки" уже можно и фотографировать. Скоро дойдет дело и до "пятерок" :-)


Часть вторая. Автомобильная


Поскольку в этот раз мы опоздали к материализации духов и раздаче слонов, пришлось довольствоваться теми крохами, что оставались. Нельзя сказать, что не было вовсе ничего интересного. Было. Но то, что было, уже встречалось раньше, год-два назад.
Впрочем, все это не мешало получать удовольствие, а новизна впечатлений... в конце концов, не за ней мы и ехали.

Первыми повстречались, прямо на территории барахолки, "Москвич-400" и "Запорожец". Оба были выставлены на продажу. Стояли неудобно, к "Москвичу" не подобраться, а "горбатый" я пощелкал.
Сразу бросается в глаза излишне яркий цвет, "Запорожцы", хотя и выходили с завода в основном в ярких тонах, такого кричаще-оранжевого цвета отродясь не имели. Еще одна примета "колхозинга" - повторители указателей поворотов от "Жигулей" 2103. В остальном внешность машины не испорчена "улучшениями".






Салон тоже соответствует духу времени, если не считать цвета. Никаких лишних приборов или тумблеров не заметил.







Поскольку "горбатый" стоял высоко, водруженный на автомобильный полуприцеп, грех было не воспользоваться возможностью снять моторный отсек снизу. А там, как и полагается, V-образный четырехцилиндровый мотор воздушного охлаждения. Все как на ладони: хорошо видны стартер, бензонасос, коробка с полуосями. Задняя подвеска на диагональных рычагах тоже отлично видна. Именно из-за нее ЗАЗ-965 имел характерный вид с поджатыми задними "ногами"-колесами.







Следующими, уже за забором, на специальной площадке, повстречались "Москвичи". В общем-то, именно они и стали "гвоздем" этого Тагади.
Первыми шли "четыреста восьмые".






Очень красивый вишнёво-красный автомобиль, по всем признакам - экспортная модификация (четыре фары, надпись на багажнике латиницей), в очень-очень хорошем состоянии. Смотреть одно удовольствие, тем более, что именно Москвич-408 был, есть и будет одной из самых гармоничных и красивых советских машин.














Машин с рычагом КПП на рулевой колонке осталось меньше, поэтому встретить именно такую - удача. Да и выглядит салон в таком варианте интереснее, хотя для современного водителя напольный вариант, несомненно, привычней.







Четырехфарная конфигурация мне до сих пор нравится больше многих прочих. Именно поэтому, кстати, из "Жигулей" самым красивым считаю "ноль третью" :-) (а вот "шестерка" - уже не то, пластиковые "очки" ее испортили).






Неподалеку расположился еще один четырехфарник, но насчет его аутентичности у меня возникли некоторые сомнения. На фото, впрочем, причины этих сомнений не видны. Сам же автомобиль тоже очень красив.







И владелец у машины - молодец. Проявил нужное внимание к деталям. Все вещи на полке под задним стеклом родом из Эстонской ССР времен Олимпиады-80. Зачёт!






Еще два братца из москвичевского семейства, один родом из Москвы, а второй из Ижевска. Светлый - 408 сборки АЗЛК (возможно, еще МЗМА), а вот оранжевый - уже 412, и сделали его в столице Удмуртии.





Ижевский лично для меня интересен еще и тем, что именно на точно таком же - оранжевом ИЖ-412 - я когда-то впервые сел за руль. До педалей в те времена достать сам еще не мог, поэтому педали нажимал и переключал передачи за меня отец, а я, гордый собой, вертел "баранку" "москвича". Неудивительно, что при виде такой машины у меня начинает щемить сердце от воспоминаний.
Именно поэтому я не откажу себе в удовольствии выложить еще несколько фотографий, в том числе и салона, хотя качество снимка так себе, мягко говоря. Зато сколько теплых чувств... :-)


















Из "конкурирующего стана" Жигулей снял только голубой 2101. "Ноль первой" уже можно сниматься, машины первых выпусков - мои ровесники, а мне в этом году уж сорок. Для человека - самый расцвет сил, для машины - почтенный возраст. Уважим старичка.






Настоящие старички - это, конечно, не "копейки", а "Победы" ГАЗ М-20. В этот раз их прикатило аж две штуки, одна привычного окраса, с таксишными "шашечками", чистая; а другая немытая и редко встречающегося черного цвета. Не сказал бы, что "Победам" черный идет.











Из советской техники, достойной упоминания, пожалуй, все. Вот, на одном снимке вместе с "Победой" в кадр попал "горбатый", его я снимал в какой-то из предыдущих приездов в Тагади. В том же ряду просматриваются вышеупомянутые белый и оранжевый "Москвичи". Ну и видно, насколько пустая стала площадка к этому моменту, весь передний план часа за два до этого снимка был бы уставлен машинами. Нет худа без добра, людей тоже гуляло между экспонатами мало.






Переходим к иномаркам.
Уже под конец приехал Citroen DS-23. Про эту машину я рассказывал год назад. За ним влез "Мерседес", которому до винтажности еще очень далеко.





Впервые в Тагади встретился такой Opel Kadett C. Учитывая, что эту модель выпускали до 1979 года, сейчас можно считать ее настоящим раритетом. Жаль, что хозяин не нашел оригинальной передней светотехники и пристроил то, что просто подошло по габаритам.
И без наклеек увидеть машину было бы интереснее, по-моему.












Рядом с Кадетом примостился Datsun 120A F-II. Его я вижу каждый раз, и так же всякий раз снимаю. В отчетах о предыдущих поездках в Тагади он уже мелькал, но пусть будет. В знак уважения за настойчивость и постоянство. Да и сама машина - редкость в наши времена.





Вот почти и все. Перед выходом стоял самый, пожалуй, интересный экземпляр из встреченных в этот раз: Humber Hawk Series IV. Но его я уже снимал в прошлом году, осенний снимок 2012 года:







На сей раз Humber стоял по-другому, так что я еще несколько снимков не удержался и сделал. Машина 1967 года, редкая, породистых британских кровей, чего ж не снять. Владелец, кстати, ее продает. Рекламирует как "аристократический британский автомобиль, работавший в шестидесятых-семидесятых в посольстве Великобритании в Москве". Ну, конечно, не аристократичней Роллс-Ройса, но легенда красивая. Москва, посольство, шпионы, агент 007, все дела. Да и машина действительно приятная глазу. Цена 3000 евро, не так уж много.






Прошлой осенью подобраться с кормы к Хамберу не было возможности, стоял вплотную к забору. Теперь возможность появилась, но еще ж нужны руки, растущие из нужного места. А я, успев сделать с хвостовой части два снимка, побежал, не вынимая рук из задницы, к капоту, потому что там как раз собрались заводить двигатель. Не удостоверившись, что фото получилось приличным.
А оно, конечно, не получилось. Выкладываю как есть, что делать...







Завелся мотор легко. Правда, не ключом из салона, а из-под капота. Вот он момент запуска, на снимке.







Работал движок ровно, любо-дорого послушать, даром что чуть ли не полвека назад сделан. Объем двигателя 2,3 литра, рядная карбюраторная четверка. Настоящий автомобиль, не то что некоторые нынешние :-)









На этом все. Перед отъездом сделал еще пару кадров "Гольфа" в поле, очень уж выгодно стоял, подходяще для меланхоличных осенних фотосетов. Но все это уже на излете, без особого интереса.







А в целом - грех жаловаться. Прогулялись, посмотрели на интересное, я купил Вольво 240 миничемповский, воздух свежий и прозрачный, что еще нужно человеку, который за сутки до того валялся с температурой 40?
Всем спасибо.
Ждем весны.


Tags: cars, citroen, datsun, humber, opel, tagadi, volkswagen, АЗЛК, ВАЗ, ЗАЗ, ИЖ, мото
Subscribe

  • Ирония судьбы или руки из жопы

    Что делает судьба, если ты неожиданно повстречал редкий девайс, но на радостях забыл его нормально сфотографировть? Что-что... спустя ровно год…

  • Мечты, мечты

    Между прочим, сэр Клайв Синклер, который и титул сэра получил за вклад в развитие британской компьютерной индустрии, своим любимым детищем считал…

  • Маленькое пежо

    Приятные сюрпризы тем и хороши, что они сюрпризны и приятны :-) Пока основная машина была на обслуживании, покатался на 306 пежо, желтый такой…

Comments for this post were disabled by the author